Президент 19.06.2017 Автор: admin 20 0

Россия сделала большой шаг на пути к лидерству на шельфе Арктики

Россия сделала большой шаг на пути к лидерству на шельфе Арктики
Россия. Арктика. Вид на один из островов архипелага Земля Франца-Иосифа (Фото: Пресс-служба Геологического института/ТАСС)

Роснефть открыла первое нефтяное месторождение на шельфе моря Лаптевых, создав тем самым задел для всей российской энергетики. Но пока неясно, когда новая нефть принесет первую прибыль. Судьба нового месторождения увязана с геополитикой, например с тем, примет ли Конгресс США новые санкции и вложит ли в проект деньги Катар. Кроме того, сперва понадобится возродить российский ледокольный флот.

Российский нефтяной гигант «Роснефть» объявил себя первооткрывателем месторождений углеводородов на шельфе Восточной Арктики. Действительно, в воскресенье стало известно, что бурение самой северной поисковой скважины «Центрально-Ольгинская-1» в Восточной Арктике на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых, которое компания начала еще в апреле, дало результат. Полученный керн (образец) оказался насыщен нефтью с преобладанием легких маслянистых фракций.

«Уже на основании первичных исследований можно сделать вывод об открытии нового месторождения нефти, объем ресурсного потенциала которого увеличивается по мере продолжения буровых работ», – заявила Роснефть. Отбор керна продолжается – и в компании надеются, что ресурсный потенциал нового месторождения увеличится по мере бурения.

Прогнозные извлекаемые ресурсы Хатангского участка составляют 58,6 млн тонн по нефти (плюс конденсат) и 116,5 млрд кубометров газа. Бурение на шельфе Восточной Арктики (которое производилось впервые в истории) осуществлялось с берега, что позволило значительно снизить затраты. При этом Роснефть подготовилась к бурению в рекордно короткие сроки. В последние пять лет компания вложила 100 млрд рублей в разработку арктического шельфа, но в следующие пять лет (2017–2021 гг.) намерена увеличить инвестиции в 2,5 раза – до 250 млрд рублей.

«Фактически начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива, – заявил президент Владимир Путин в ходе телемоста на старте бурения, предупредив: – Это только первая скважина. Впереди огромная работа».

Вот и Роснефть рассчитывает, что успех на скважине «Центрально-Ольгинская-1» откроет перспективы обнаружения и других месторождений на шельфе Восточной Арктики. По мнению специалистов, предполагаемые запасы углеводородов в российской Арктике в целом оцениваются в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента.

Понадобится ледокольный флот

«На фоне снижения добычи в Западной Сибири очень важными становятся две основные наши территории добычи: Восточная Сибирь и Арктика», – пояснил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Но проблема Восточной Сибири – это дорогое строительство инфраструктуры и логистика, потому что в основном эти месторождения будут работать, например, на Юго-Восточную Азию, отметил собеседник.

«А вот Арктика становится принципиально важным регионом, там может быть сконцентрировано в ближайшие 10–15 лет до 30 процентов всех мировых запасов энергоносителей, с учетом их исчерпания», – подчеркнул эксперт. За счет потепления очень серьезно упрощается процедура добычи, паковый лед меньше собирается, а следовательно, снижается стоимость работы платформы, открываются новые каналы доставки, напомнил Абзалов.

Подготовка к добыче займет годы и годы

Однако Абзалов не берется предсказать, сколько лет пройдет до начала добычи нефти на открытом месторождении. «Основная проблемная часть связана с созданием инфраструктуры», – отметил он. Кроме того, для строительства, освоения и бурения необходим ледокольный флот, который надо заново создать. Сейчас он фактически уже создается, добавил он.

По мнению Абзалова, строительство инфраструктуры и добыча на арктическом шельфе – очень высокотехнологичный процесс, который будет серьезным вызовом для Роснефти. Она, как и другие российские компании, пока обладает не всеми необходимыми технологиями. Раньше это компенсировалось поставками оборудования из-за рубежа, в частности от американской ExxonMobil. Но после введения Западом санкций сотрудничество стало невозможным. За время санкций Роснефти удалось лишь отчасти компенсировать утрату доступа к западным технологиям. Поэтому промышленная добыча будет во многом зависеть от способности компании самостоятельно освоить необходимые технологии или найти новые источники поставок оборудования.

Освоение месторождения упирается также в цену на нефть из него и в вопрос, на какие рынки поставлять ее, отметил Абзалов. Это подразумевает и качество нефти, и сложность, а соответственно, дороговизну ее добычи, и стоимость логистики. Станет ли месторождение рентабельным, подчеркнул эксперт, станет понятно только на более поздних этапах, когда будут просчитаны и подготовлены конкретные проекты.

Еще один момент – это финансы. Ни одна компания самостоятельно не потянет такие крупные проекты в полном объеме, ей приходится привлекать деньги со стороны, указал  Абзалов.

«Если сейчас ограничат финансирование российской нефтянки, например вклады в российские компании, то это станет делом достаточно сложным. Придется либо китайцев привлекать, либо индусов, либо еще кого-нибудь, кто с этим связан», – подчеркнул собеседник. Это могут быть и катарские инвесторы, которые, кстати, активно работают с Роснефтью и даже входят в число ее акционеров, подчеркнул эксперт. Таким образом, многое будет зависеть от новых санкций, которые могут быть введены.

В то же время Абзалов считает, что потенциал для освоения арктического направления у Роснефти есть – и она вполне способна справиться с этой задачей.

Напомним, в ходе прямой линии в четверг Путин заявлял, что Арктика – очень перспективный с точки зрения экономики, а также обеспечения национальной безопасности регион. В этой связи он подчеркнул, что Россия должна обозначить свой приоритет в Арктике, обеспечить там свой суверенитет, безопасность хозяйственной деятельности и транспортных маршрутов.

«Россия прирастает Арктикой – это невероятно большой тренд, в котором будет развиваться наше государство. У нас здесь достраивается самый большой и проходимый в мире атомный ледокол. Будут строиться другие корабли», – заявлял директор исследовательских программ экспертной группы PieR Александр Серавин. По его словам, Арктика станет «большим направлением: должны оживиться Мурманск, Архангельск, откроется Северный морской путь».

Никита Коваленко https://vz.ru

Загрузка...

comments powered by HyperComments

скачать dle 10.2 Форекс опционы

Теги:
Популярные новости
Новые статьи